Советы психолога

Выбор профессии

развернуть

Советы учащимся по выбору профессии

Советы учащимся по выбору профессии

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.     

Какой выбор профессии можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы  качеств (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

СОВЕТЫ:

1. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.

2. Не ставьте во главу угла свои или чужие представления о престижности профессии. Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.

3. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

 4.Не увлекайтесь только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

4. Не отождествляйте школьный учебный предмет с профессией. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

5.Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья.

6. Не воспринимайте инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний  и т.д.

СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  • Выбор профессии «за компанию».
  • Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  • Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
  • Определиться в своих интересах;
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
  • Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 

Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

 

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.
свернуть

Рекомендации по выбору профессии

развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

      Выбор профессии – это элемент смысла жизни человека, потому что труд – есть значимая человеческая ценность и именно он – интересный, любимый и творческий – делает жизнь человека осмысленной и счастливой. Зачастую выбор дела по душе – процесс длительный, и делать скоропалительные выводы конечно вовсе не обязательно.

1)   Выбор должен опираться на сумму достоверной информации и точную оценку способностей и возможностей. Важно как можно больше узнать о себе.

2)     Вы должны решить для себя, сколько времени и усилий Вы готовы потратить на профессиональное обучение.

3)     Вы можете получить профессиональную консультацию у психолога. 

 

Ответы  на данные вопросы помогут Вам в выборе профессии:

  1. Какое значение имеют деньги в вашей жизни?
  2. Выбирая профессию, сколько бы Вы хотели иметь свободного времени?
  3. С какими людьми Вы хотели бы общаться?
  4. Вы уже выбрали профессию?
  5. Чем Вы руководствовались при выборе профессии?
  6. Какая у Вас успеваемость в школе?
  7. Какой школьный предмет Вам особенно нравится? Если этот предмет дается Вам без труда, имеет смысл сосредоточиться на аналогичной профессии.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ШКОЛЬНИКУ, ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ.

Жизнь—это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь… Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое? Вот несколько заповедей:

    РАЗБЕРИСЬ. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или её результат?

      НЕ ПУТАЙ ПРИЗВАНИЕ С ПРИЗНАНИЕМ. Не место красит человека, а человек место.

     НЕ ПОДДАВАЙСЯ РЕКЛАМНЫМ СТЕРЕОТИПАМ. Узнай не только о радужной, но и теневой стороне профессии.

    ВЫЯСНИ ВСЁ о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.

      МЕЧТАЙ о большом, но радуйся пока и малому!  Помни: «Москва не сразу строилась» и «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

Рекомендации психолога
по проведению профориентации

Будущая жизнь интересует выпускников, в первую очередь, с точки зрения профессиональной. Далеко не все старшие подростки к концу обучения могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения. Именно на этом этапе их жизненного пути важно помочь совершить им осознанный выбор профессии.

Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, на ответственное отношение к результату труда.

Подростки, имеющие проблемы в усвоении общих знаний на уровне требований государственной школы, получают возможность реализовать себя, обучаясь прикладному мастерству в разного рода училищах. Сфера производства предметного мира испокон веков ценима в человеческой культуре.

Призвание, как интересы, склонности и желания в их сочетании с имеющимися способностями к тем или иным профессиям, надо преднамеренно вызывать у учащихся и всемерно стимулировать. Нельзя ограничиваться только поднятием интереса к уровню общего образования, безотносительно к конкретным профессиям. При такой беспредметной ориентировке почти все учащиеся стремятся только к высшему образованию, а потом большинство из них терпят неудачи, теряют уверенность в своих силах и переживают это как крушение надежд, бесперспективность. Особенно велика в профориентации роль профессионально-технических училищ и колледжей. Они могут и должны:

  • консультировать учителей и учащихся школ по вопросам характеристик профессий, а также условиям обучения в училищах и работы на предприятиях по данным профессиям;
  • популяризировать профессии и трудовые достижения своих выпускников, работающих на предприятии;
  • проводить «дни открытых дверей», сообщая о них молодежи, родителям и учителям школ;
  • организовывать выставки производственных изделий своих учащихся и предметов их технического творчества;
  • организовывать встречи школьников с учащимися колледжей и училищ с целью разъяснения им сущности осваиваемой профессии, а также условий обучения и работы на предприятии;
  • поддерживать связь с предприятиями и молодежными организациями по вопросам привлечения молодежи к обучению в училище и дальнейшего трудоустройства.

На данный момент большое влияние на выбор профессии и учебного заведения оказывает их престиж. Большинство школьников желают поступить в ВУЗ, отдавая дань моде. Но не все знают положительные стороны учебы в колледже. Многие думают, что придется заниматься надоевшей в школе учебой, доставлявшей больше огорчений, чем радостей. Отсюда настороженность и критичность к преподавателям. Но теоретическая и практическая деятельность существенно различаются. Занятия в мастерских – это не «надоевшая учеба», а практическая работа, изготовление каких-то предметов, которые можно руками пощупать и видя которые полюбоваться результатами своего труда (а подростки и юноши склонны к таким занятиям еще с детства). Мастер – это образец того, кем они должны стать после окончания колледжа, у него надо многое перенять, чтобы получить профессию, а специальность всегда пригодиться. В колледже есть все возможности для проявлений активности учащимися. Разнообразие учебной деятельности, необходимость доводить все знания до практического овладения ими, до навыков и умений, большое  количество наглядных пособий и натуральных производственных предметов, с которыми учащимся надо практически работать, создают все необходимые условия для проявления активности. Нужна только самостоятельность в учебной деятельности.

При появлении успехов в учебной деятельности учащихся их отношение к обучению в училище, а вместе с этим – и к профессии изменяется в лучшую сторону. Исчезают замкнутость и настороженность, возрождаются общительность и откровенность, укрепляются товарищество и дружба, развивается коллективизм. А все это положительно влияет на успешность профессионально-технического обучения, на развитие профессионально важных психических качеств и на формирование личности квалифицированного рабочего.

Можно выделить несколько практических рекомендаций:

  1. Профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, а всегда учитывать  важнейшие жизненные цели молодёжи.
  2. Для формирования согласованной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Особенно важно знание будущих условий труда, занимающих одну из ведущих позиций в системе юношеских требований к будущей профессии.
  3. Учитывать, что для юношей при выборе профессии более важен размер будущей заработной платы, а для девушек – благоприятные условия труда. Рабочие профессии привлекают молодых людей прежде всего возможностью более быстрого достижения самостоятельности и независимости.
  4. Независимо от уровня знаний школьников, они нуждаются в специальной профориентационной информации. Школьная программа этих знаний не обеспечивает.
  5. Необходимо разъяснять старшеклассникам непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от их готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей.
  6. В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности.  

 

Удачи Вам!

свернуть

Профилактика экзаменационного стресса

развернуть
Профилактика экзаменационного
 
стресса
 
     Заканчивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?
 
Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся выражается:
 
♦   В чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям
♦   В паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть.
♦   В состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове".
♦   В ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время.
♦   В растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.
 
Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не станем. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.
 
Как же нужно относиться к экзаменам?
Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ.
В народе говорят: "Во всем плохом есть что-то хорошее". Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове " экзамен":
 Это бесплатный тренировочный шанс для поступления в высшую школу.
Итак, что же мы имеем со сдачи экзаменов?
♦ Перевод в следующий класс
♦ Получение аттестата
♦ Тренировка
♦ Проверка своих способностей и возможностей
 
А еще, экзамен - это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты!
 
Готовьтесь группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй - другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос.
 
Подумайте, на что вы рассчитываете, идя на экзамен?
 
♦ На шпаргалки (я за шпаргалки, которые вы писали сами. В нужный момент нужная информация всплывет в вашей памяти, потому что при письме у вас включается и зрительная, и моторная память).
♦ На родителей (имейте в виду, что родители не всегда знают о реальном положении дел по тому или иному предмету).
♦ На себя (проведите ревизию знаний. Четко оцените свои сильные и слабые стороны знаний по предметам. Быстро ликвидируйте пробелы. Если нужно - позанимайтесь с репетитором. Помните, незнание ведет к незапланированным неудачам, а они сейчас вам совсем не нужны).
♦ Наплевать на все (чем меньше знаем, тем больше гуляем).
 
Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня.
! Сон - 8 часов
! Свежий воздух - 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у вас "чистый" отдых или вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе - решать вам.
! Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Пейте фиточай.
   
Во время подготовки к экзаменам вам придется перелопатить огромную гору литературы.
 Как быть?
Умение работать с текстом
1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение.
Найдите резюме ( если есть ) - получите представление о книге.
 
2. Анализ. Задумайтесь: для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.
 
3. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
 
4. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
 
5. Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.
 
Если Вы обратили внимание, мы вплотную подошли к навыкам запоминания.
1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
 
2. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
 
3. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
 
4. Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
 
5. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.
 
   Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.
 
Внимание! Ошибка!
 
1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!
 
2. Многие ученики дают прекрасные ответы, но: не на поставленные вопросы. Четко определите, что от вас требуется!
 
3. Много времени тратят учащиеся на подробное написание ответов по первым вопросам, в результате последний вопрос либо решается наспех, либо остается без ответа вообще. Возьмите с собой часы, планируйте время!
 
4. Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!
 
Давайте подведем итоги.
· Живем по режиму
· Умеем работать с книгой
· Знаем приемы запоминания
· Чувствуем себя уверенно
 
   Помним, как выглядит формула стресса: Э- = К*П ( Ии - Ин) (где Э - отрицательные эмоции, К - особенности человека, П - потребности, Ии - информация известная, Ин - информация неизвестная)
 
Желаем успеха!
свернуть
Ещё в этом разделе