Классному руководителю

Информационные материалы по геноциду

развернуть

Моббинг в школе: причины и профилактика

развернуть

Моббинг в школе: причины и профилактика

 О моббинге как негативном социально-психологическом явлении  в Беларуси заговорили совсем недавно. Между тем количество людей, подвергающихся моббингу, растет с каждым днем. Речь идет как о травле детей в школе, так и о моббинге в трудовых коллективах.

Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя. Не редки случаи, когда учитель становится жертвой  в своем педагогическом коллективе. Учитель также может сам начать применять психологический террор по отношению к классу.

Однако самый распространенный вариант моббинга в школе – группа агрессивных учащихся всячески унижает и терроризирует одного из своих одноклассников. Об этой разновидности моббинга и пойдет речь дальше.

Моббинг – это отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью «выжить» ее из класса или школы.

Желая превратить жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры пускают в ход различные виды моббинга:

-упреки,

-брань,

-оскорбление,

-обзывание,

-высмеивание,

-шантаж,

-принуждение,

-наговоры,

-дезинформация,

-изоляция

-кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в Интернете),

-порча имущества,

-кражи,

-пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу,

-избиение и иное физическое насилие,

-нанесение увечья и так далее.

Мальчики чаще выбирают физические его виды (пинки, толчки, удары), а девочки – более изощренные, вербальные (издевки, сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.

Моббинг в школе далеко не безобидное явление. Дети, которые подвергались издевательствам и агрессии со стороны своих сверстников, могут вести себя как жертва не только в школьные годы, но и во взрослой жизни. Наверняка есть жертвы моббинга, которые сохранили психологическое здоровье, и все у них хорошо сейчас. Но не нужно забывать, что детские страхи и переживания проходят не до конца.

Постоянная травля в школе может привести к следующим последствиям:

-ухудшение здоровья школьника;

-одиночество;

-агрессивное поведение;

-последствия заниженной самооценки;

-заболевания невротического характера;

-мысли об убийстве либо совершении суицида.

Модель поведения «моббер» и «жертва моббинга» автоматически воспроизводится в средних и высших учебных заведениях, а потом и в трудовых коллективах во взрослой жизни, если конечно не предпринимать никакие меры.

Самая большая опасность моббинга – стать его жертвой может любой ребенок. Ему не обязательно чем-то отличаться от остальных, хотя чаще именно по признаку «не такой, как все» жертвы и выбираются. Ими становятся болезненные дети, дети с каким-либо физическими недостатками, проблемами с самореализацией,  ранимые и мягкие, отстающие в развитии или, напротив, преуспевающие в учебе более остальных, активисты и лидеры. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, нежели ее преследователи.

Детский и подростковый моббинг отличается от взрослого тем, что не созревшие психологически школьники очень ценят факт своего нахождения в группе ровесников.

Предотвратить и защитить ребенка от моббинга можно совместными действиями как со стороны учителей в школе, также усилиями родителей дома, участием социальных работников и психологов.

Основная цель профилактических мероприятий должна быть направлена на то, чтобы  помочь ребёнку совладеть со стрессовой ситуацией и агрессией.

Профилактические действия в школе для предотвращения моббинга

  1. 1Наличие четких правил поведения в школе, их ясная и доходчивая форма, их обязательное исполнение для всех участников ситуации обучения, в том числе и со стороны администрации, учителей, классных руководителей.
  2. Контроль детей учителями (на переменах, во дворе школы)

Взрослые, работающие в детских коллективах, должны вовремя определять признаки моббинга, своевременно на них реагировать; нельзя недооценивать ситуацию, принимая занятие детским моббингом за шалости.

3.Классный час

Эффективная организация классного руководства, которая должна проводиться взрослыми, пользующимися авторитетом среди обучающихся.

Классные часы необходимо проводить с участием детского психолога, социального педагога, нужно говорить о данной проблеме со всем коллективом класса.

  1. Помощь психолого-социальной службы

При необходимости можно прибегнуть к помощи психолога. Специалист  проводит диагностику психологического состояния класса и выявляют детей, которые подвергались или могут подвергаться моббингу со стороны своих одноклассников. Обычные диалоги, наблюдения во время учебного процесса, консультации с участием детей, родителей и педагогов способны выявить явные проблемы. Обидчики и их родители должны ясно понимать, что их выходки не остаются безнаказанными.

Подготовила  психолог ООЗ - Хвостенок З.И.

свернуть

Международный культурно-гуманитарный проект «Киноуроки в школах мира»

развернуть

Международный культурно-гуманитарный проект «Киноуроки в школах мира» реализуется Автономной некоммерческой организацией «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей „Интелрост“» (г. Санкт-Петербург, Россия) и нацелен на создание инновационной системы нравственного воспитания, охватывающей все ступени общего образования (https://kinouroki.org).

В разделе размещены: краткое описание проекта; Положение о Международном конкурсе социальных практик; ссылки на 31 киноурок – детские короткометражные художественные фильмы и методические пособия к ним, предназначенные для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию в школах. Фильмы проекта созданы благодаря участию более двух миллионов школьников 52 субъектов Российской Федерации в благотворительной акции «Киноэкология». 

свернуть

Памятка для классных руководителей

развернуть

Памятка для классных руководителей
по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков


1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы
взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности 

• Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся,
прогуливающих уроки.
• Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на
классном часе.
• Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций,
художественных коллективов, общественную жизнь класса.
• Своевременное информирование родителей этих учащихся ( телефонный
звонок, записка через соседа, посещение на дому).
• Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком.
• Беседа психолога с этим учащимся.
• Беседа социального педагога с прогульщиком.
• Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.
• Вызов на педагогический совет школы.
• Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.


2. Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений обучающегося

• Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.
• Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении
соблюдения правил поведения.
• Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во
время экскурсий, дискотек, посещений театров и др.
• Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания,
гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
• Приобщение к общественной жизни класса и школы.
• Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с
привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних,
ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.
• Тематические классные часы об ответственности подростков за
правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов:
инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии
по делам несовершеннолетних.
• Использование возможностей службы охраны школы (обращение к охраннику
в случае правонарушения учащегося во время урока или перемены).
• Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.
• Посещение учащегося на дому вместе с милицией.
• Постановка на внутришкольный учет.
• Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы, малый
педсовет, большой педсовет, на комиссию по делам несовершеннолетних.
• Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие
методы.


3. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры обучающихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.

• Знакомство обучающихся с правилами поведения в школе.
• Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического
коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к
сохранности имущества школы.
• Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы
этики и морали.
• Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный
пример учителя в культуре речи и общении.
• Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на
ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных
табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).
• Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.
• Организация дежурства по классу и школе.
• Организация генеральной уборки классов, рекреаций, территории школы.
• Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров,
библиотек города.
• Привлечение обучающихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных
соревнованиях.
• Использование школьной мастерской для демонстрации моделей одежды
делового стиля.


4. Действия учителя в отношении обучающихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков.
Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.

• Просветительская работа среди обучающихся и родителей о вреде курения,
алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов
(родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с
обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися
рефератов по данным темам и т. д.).
• Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка
во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице
позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег,
внимание к одежде ребенка и др.).
• Индивидуальная беседа с обучающимися, замеченными в распитии спиртного
или курении.
• Информирование родителей этого ученика.
• Обследование обучающегося у нарколога.
• Обращение к социально-психологической службе в отношении этого ученика.
• Использование возможностей оздоровительного медицинского комплекса
школы.
• Направление обучающихся на консультацию в центр
психолого-педагогической помощи семье и детям.
• Использование возможностей ОДН и КДН в разрешении данной проблемы.
• Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры
обучающихся.


5. Рекомендации по организации летней занятости обучающихся в  плане профилактики безнадзорности

• Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.
• Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты
населения.
• Организация бесплатного питания в школе детям из этих семей.
• Обеспечение бесплатными учебниками.
• Помощь в определении обучающихся в летний оздоровительный лагерь при
школе.
• Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул.
• Активизация профориентационной работы среди подростко

свернуть

 Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

развернуть
  1. Знакомство с документами ученика.
  2. Знакомство с детьми на медицинском осмотре перед началом учебных занятий.
  3. Проведение анкетирования среди детей и их родителей.
  4. Посещение семьи учащегося в течение первой четверти, составление акта обследования ЖБУ.
  5. Составление социального паспорта класса до 15 сентября.
  6. Проведение тематических классных часов с обязательными инструктажами (не реже одного раза в две недели).
  7. Проведение тематических родительских собраний (не реже одного раза в четверть).
  8. Ежедневный контроль за посещаемостью учащегося, еженедельная сдача отчета о посещаемости социальному педагогу школы.
  9. Еженедельный контроль за успеваемостью учащегося (заполнение дневников не реже одного раза в две недели), отчет об успеваемости учащихся завучу школы в конце четверти.
  10. Помощь родителям в устройстве учащихся в кружки и секции ( течение 1 четверти).
  11. Организация внеклассной работы с учащимися (не менее одного внекл. мероприятия в месяц).
  12. Участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.
  13. Организация дежурства по классу и по школе, проведение необходимого инструктажа.
  14. Действия классного руководителя в ситуации:

Ситуация

Действия классного руководителя

1

Учащийся систематически пропускает занятия без уважительной причины.

1.Своевременно письменно информировать родителей о пропусках.

2.Посетить семью на дому. Составить акт обследования ЖБУ.

3.Вызвать родителей в школу для беседы. Отметить в журнале воспитательной работы.

4.Если пропуски продолжаются, предоставить зам. директору по ВР докладную записку, характеристику и акт обследования ЖБУ.

2

Учащийся нарушает правила поведения в школе.

1.Провести беседу с учащимся.

2.Потребовать объяснительную записку.

3.Если нарушения продолжаются, пригласить для беседы родителей ребенка.

4.Посетить семью на дому с составлением акта обследования ЖБУ.

5.Если поведение учащегося не исправляется, предоставить докладную записку зам. директору по ВР.

3

Учащийся нанес травму ученику школы.

1.Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

2.Выяснить причину ссоры.

3.Потребовать объяснительные записки от участников инцидента.

4.Предоставить в школьную комиссию по профилактике правонарушений докладную записку о случившемся.

5.Пригласить на заседание комиссии родителей виновного и пострадавшего.

4

Учащийся имеет неудовлетворительные оценки по предметам школьной программы.

1.Своевременно выставлять текущие оценки в дневник учащегося.

2.Требовать от учащегося подписи родителей в дневниках.

3.Приглашать родителей в школу для беседы с учителями-предметниками.

4.Если успеваемость не улучшается, посетить семью на дому с целью обследования ЖБУ учащегося.

5.Контролировать посещение учащимся консультативных часов по предметам.

6.Если успеваемость продолжает снижаться, предоставить докладную записку зам. директора по ВР.

свернуть