Родительский университет

Положение о Родительском университете

развернуть

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РОДИТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

государственного учреждение образования

«Долговская средняя школа Солигорского района»

 

Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5.Работу  родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

  1. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

-  организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-  правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-   психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

-    гражданское: о путях развития образования, школы.

- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

-  научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-   расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

-  организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

-    построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

-    трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

-    взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе ГУО «Долговская средняя школа Солигорскогорайлна»;

создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в группах классов с законными представителями учащихся;

занятия проводятся один раз в четверть;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;;

3.2. Координатор родительского университета:

-  несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

-  координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогам, педагогам-психологам;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

-   ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

-  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Структура родительского университета.

4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.

  1. Документация

- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;

-   Положение о родительском университете;

-   план работы на учебный год;

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

 

 

 

 

свернуть

ПРОГРАММА

развернуть

ПРОГРАММА ПРОЕКТА

«Родительский университет»

на 2021/2022 учебный год

 

Цель «Родительского университета»:

  • повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи «Родительского университета»:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний
  • семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа—родители(законные представители) учащихся.

Направления работы «Родительского университета»:

1.Организационное:

  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка интернет-сайта Родительского университета;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники»,«Facebook»)  интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, информация о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т. д.).

2.Информационно-просветительское:

  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

гражданское: о путях развития образования, школы;

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
  1. Содержательное:
  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей раз­ вития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

  • на оценке родителями собственного жизненного опыта;
  • на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
  • на стабильном общении детей и их родителей;
  • на формировании атмосферы поиска новых знаний;
  • на самосовершенствовании родите­ лей через осознание ими индивидуального взгляда на ребенка;
  • на развитии творческих способностей членов семьи;
  • на умении видеть результаты раз­ вития детей;
  • на  умении  видеть  трудности  и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды потрем ступеням:

I ступень — «Мой ребенок — младший школьник» — для родителей учащихся I—IV классов.

II ступень — «Мой ребенок — подросток» — для родителей учащихся V—IX классов.

III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник» — для родителей учащихся X—XI классов.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий «Родительского университета»:

  • традиционные(лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родите­ лей по различной тематике, об­ мен опытом работы и т. д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, online-консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на «горячей линии» учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями определена с учетом возрастных психологических особенностей учащихся.

Ожидаемые результаты работы «Родительского университета»:

формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

повышение интереса родителей к самообразованию;

удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

повышение уровня педагогической культуры родителей;

активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

 

свернуть

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на 2021/2022 учебный год

развернуть

Дата

проведения

Время

проведения

Категория участников

(законные представители)

Ответственный

18.09.2021

10.00 – 11.00

1 – 4 классы

Лагун Н.Н.,  Веремейчик Н.Е.

Жибурт Т.И., Жилич И.Н.

16.10.2021

11.00 -  12.00

5 – 9 классы

Жилич Н.К., Тамило М.И., Вайтович Н.М.

Прокопович Т.А., Нагорная И.А.

20.11.2021

11.00 – 12.00

10 – 11 классы

Качанович И.С.

Рутко С.И.

18.12.2021

10.00 – 11.00

1 – 4 классы

Лагун Н.Н.,  Веремейчик Н.Е.

Жибурт Т.И., Жилич И.Н.

15.01.2022

11.00 – 12.00

5 – 9 классы

Жилич Н.К., Тамило М.И., Вайтович Н.М.

Прокопович Т.А., Нагорная И.А.

19.02.2022

11.00 – 12.00

10 – 11 классы

Качанович И.С.

Рутко С.И.

19.03.2022

10.00 – 11.00

1 – 4 классы

Лагун Н.Н.,  Веремейчик Н.Е.

Жибурт Т.И., Жилич И.Н.

16.04.2021

11.00 – 12.00

5 – 9 классы

Жилич Н.К., Тамило М.И., Вайтович Н.М.

Прокопович Т.А., Нагорная И.А.

21.05.2021

11.00 – 12.00

10 – 11 классы

Качанович И.С.

Рутко С.И.

свернуть

Для родителей учащихся X—XI классов

развернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

IIIступень — «Мой ребенок — подросток»

для родителей учащихся X—XI классов

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Фора проведения

Ответственные

1

2

3

4

5

1

10 класс

1.1.

Тема 1. Здоровье — это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема  здорового  питания.

Увлечение диетами. Гиподинамия  —  проблема  современных молодых людей. Стресс  и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья  и правила здорового образа жизни. Режим дня.

Сентябрь 2021

Лекция/

беседа/

вебинар

Рутко С.И.

1.2.

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не

навредить взрослеющему ребенку.

Ноябрь 2021

Круглый

стол/

дискуссия/

форум/

Рутко С.И.

1.3.

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного

здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем). Стиль жизни и репродуктивное здоровье

молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья.

Февраль 2022

Беседа/

круглый стол/

вебинар

Рутко С.И.

1.4.

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути

преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Апрель 2022

Круглый

стол/

дискуссия/

психологический

тренинг

Рутко С.И. Качанович И.С.

2.

11 класс

2.1.

Тема 1. Как помочь старшекласснику в про-

фессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии.

Роль родителей в процессе выбора профессии, самоопределении старшеклассника. Приоритеты

старшеклассников в выборе

профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии.

Октябрь 2021

Семинар-практикум/

форум/

вебинар

Качанович И.С.

2.2.

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды  угроз,  представляющих опасность для  жизни,

физического,  психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Декабрь 2021

Конференция/

беседа/

практикум

Качанович И.С.

2.3.

Тема  3.  Подготовка  старшеклассников  к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного от­

ношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к

семейной жизни.

Март 2022

Круглый стол/

дискуссия/

форум/

вебинар

Качанович И.С.

2.4.

Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного  стресса. Факторы,  усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период  подготовки  старшеклассников  к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха  в экзаменационный период.

Май 2022

Семинар-

практикум/

мастер-класс/

психологический

тренинг

Качанович И.С.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X—XI классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Дата проведения

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников.

Самовоспитание  старшеклассников  как  условие нравственного воспитания.

Личное ли это дело — личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников.

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников.

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников.

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника.

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

18.12.2021

07.05.2022

05.03.2022

Позняк Н.С.

 

 

 

 

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение.

Научная организация учебного труда старшеклассников.

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников.

Закон и ответственность несовершеннолетних.

Формирование здорового образа жизни.

Физическое совершенство,  готовность старшеклассников к труду, военной службе.

Самореализация личности

14.05.2022

12.03.2022

04.12.2021

Позняк Н.С.

 

 

 

 

свернуть

Для родителей учащихся V—IX классов

развернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень — «Мой ребенок — подросток»

для родителей учащихся V—IX классов

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Фора проведения

Ответственные

1.

5 класс

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности  адаптации  пятиклассников  к школе.

Сентябрь 2021

Семина/

вебинар

Жилич Н.К.

1.2.

Тема 2. Ребенок среди сверстников.

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками.

Ноябрь 2021

Круглый

стол/

беседа/

семинар-

практикум

Жилич Н.К.

1.3.

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности  младшего  подросткового возраста. Физическое,  психическое и социальное  развитие  младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

Февраль 2022

Лекция/

беседа/

вебинар

Жилич Н.К.

1.4.

Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

Май 2022

Круглый стол/

дискуссия/

форум/

вебинар

Жилич Н.К.

2.

6 класс

 

2.1.

Тема 1.Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей  в  семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в  семье. Типы  семейного  воспитания  и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка.

Сентябрь 2021

Лекция/

беседа/

семинар

Тамило М.И.

2.2.

Тема 2.Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого)  поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков

Декабрь 2021

Вебинар/

психологический

тренинг

Тамило М.И.

2.3.

Тема  3.Безопасность  подростков  в  сети Интернет.

Виртуальная  реальность: возможности  и опасности. Основные  правила  медиа-безопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях.

Март 2022

Круглый

стол/

дискуссия/

форум/

Тамило М.И. Вайтович Н.М.

2.4.

Тема 4.Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности  свободного  времяпрепровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

Май 2022

Конференция/

вебинар

Тамило М.И.

3.

7 класс

 

3.1.

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13—14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти,  мышления. Половое  созревание. Здоровье школьника и его успехи в учебе.

Сентябрь 2021

лекция/

беседа/

вебинар

Вайтович Н.М.

3.2.

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

Ноябрь 2021

Круглый стол/

беседа/

вебинар

Вайтович Н.М.

3.3.

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Жизнь  семьи  с  ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

Февраль 2022

Конференция/

дискуссия/

психологический тренинг

Вайтович Н.М.

3.4.

Тема  4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков — что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

Апрель 2022

Беседа/

психологический тренинг

Вайтович Н.М.

4.

8 класс

 

4.1.

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Октябрь 2021

Лекция/

беседа/

вебинар

Прокопович Т.А.

4.2.

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Декабрь 2021

Психологический тренинг/

лекция/

беседа

Прокопович Т.А.

4.3.

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

Март 2022

Беседа/

вебинар

Прокопович Т.А.

4.4.

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и  конфликты. Развод  как  психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные  конфликты  в  диаде  «родители — дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении

школьных конфликтов.

Май 2022

Круглый стол/

психологический тренинг

Прокопович Т.А.

5.

9 класс

 

5.1.

Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и

характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы,  внешние  и  внутренние  конфликты, отношение к учебе

Сентябрь 2021

Лекция/

вебинар

Нагорная И.А.

5.2.

Тема 2. Агрессия, ее причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на

взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции

агрессивного поведении подростка.

Ноябрь 2021

Беседа/

вебинар

Нагорная И.А.

5.3.

Тема  3.  Формирование здорового  образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье. Профилактика вредных привычек.

Февраль 2022

Лекция/

беседа/

семинар-практикум

Нагорная И.А.

5.4.

Тема  4.  Профессиональная  ориентация  девятиклассников. Как помочь подростку вы-

брать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов

подростков.

Апрель 2022

Конференция/

семинар-практикум/

вебинар

Нагорная И.А.

         

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей учащихся V—IX классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Дата проведения

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком.

Психологические особенности младших подростков.

Ребенок в коллективе сверстников.

Межличностное общение подростков.

Отношения в семье.

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины.

Ответственность родителей за воспитание детей

02.04.2022 

16.10.2021 

22.01.2022

Позняк Н.С.

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты.

Трудности переходного возраста.

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье.

02.10.2021

 9.04.2022

Позняк Н.С.

7

Ваш любимый неидеальный ребенок.

Подростковый возраст: проблемы полового созревания.

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов

Любовь и дружба  в подростковом возрасте.

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение.

 Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье.

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

13.11.2021 

29.01.2022 

9.10.2021 

19.02.2022 

20.05.2022

16.04.2022

Прокопович Т.А.

Позняк Н.С.

Позняк Н.С.

Прокопович Т.А. 

Прокопович Т.А. 

Позняк Н.С.

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете.

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтныхситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои по­

ступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания.

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

 

 

 

15.01.2022

 

26.10.2021

 

13.04.2022

 

 

 

Позняк Н.С.

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки.

Самооценка поведения.

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка.

Интернет-зависимость: пути преодоления.

Организация свободного времени детей в период летнихканикул.

Ответственное родительство — залог благополучия семьи

11.12.2021

 

 

19.03.2022

21.05.2022 

Позняк Н.с.

свернуть

Для родителей учащихся I—IV классов

развернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

I ступень — «Мой ребенок — младший школьник»

для родителей учащихся I—IV классов

№ п/п

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Фора проведения

Ответственные

1

2

3

4

5

1

1 класс

1.1.

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе.Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации кшколе.

Сентябрь 2021

Лекция/

родительское собрание/

выпуск листовок

Жилич И.Н.

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

Ноябрь 2021

Беседа

Жилич И.Н.

1.3.

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Январь 2022

Круглый стол/ дискуссия/

форум

Жилич И.Н.

1.4.

Тема  4.  Положительные  эмоции  в  жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям  по  развитию  положительных эмоций ребенка

Апрель 2022

Психологический тренинг

Жилич И.Н.

2

2 класс

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня — важное условие успешной учебы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Октябрь 2021

Беседа/

вебинар

Лагун Н.Н.

2.2

Тема  2.  Главные  правила  здорового  образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Рол семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Декабрь 2021

Круглый стол/вебинар

Лагун Н.Н.

2.3

 

 

 

 

Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы,  причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психологическое здоровья ребенка

Февраль 2021

Лекция/

психологический тренинг

Лагун Н.Н.

2.4.

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособность ученика. Как научить современного ребенка трудиться.

Май 2022

Круглый стол/

дискуссия/

форум

Лагун Н.Н.

3

3 класс

3.1.

Тема1. Значение школьной отметки в жизни ребенка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самоконтроля, воспитанию интереса к знаниям

Сентябрь 2021

Лекция/

родительское собрание

Веремейчик Н.Е.

3.2.

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Декабрь 2021

Лекция/

семинар/

выпуск листовок

Веремейчик Н.Е.

3.3.

Тема 3. Здоровая семья — здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Январь 2022

Беседа/

выпуск листовок/

родительское собрание

Веремейчик Н.Е.

3.4.

Эффективное общение в семье — залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействия. Общение как процесс взаимодействия. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

Апрель 2022

Беседа/

выпуск листовок/

родительское собрание

Веремейчик Н.Е.

4

4 класс

4.1.

Тема. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимание, памяти. Личностные особенности младших школьников

Сентябрь 2021

Лекция/

вебинар

Жибурт Т.И.

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.

Декабрь 2021

Круглый стол/

дискуссия/

форум/

семинар-практикум

Жибурт Т.И.

4.3.

Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

Февраль 2022

Конференция/

круглый стол/

дискуссия/

форум/

семинар-практикум

Жибурт Т.И.

4.4.

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Май 2022

Круглый стол/

дискуссия/

вебинар

Жибурт Т.И.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей учащихся I—IV классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Дата проведения

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников.

Развитие памяти и внимания младших школьников.

Мотивы учения младших школьников.

Отношения в семье как основа взаимопонимания.

Поощрение и наказание детей в семье.

Леворукий ребенок в школе

13.11 2021

23.04.2022 

19.02.2022 

15.01.2022

16.10.2021

Позняк Н.С.

Лагун Н.Н.

 Позняк Н.С.

Лагун Н.Н.

Лагун Н.Н.

2

Воспитание вежливости.

Профилактика жесткого обращения с детьми.

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребенка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях.

Роль отца в воспитании ребенка.

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка.

Семейные традиции, ценности в воспитании детей.

Учение с увлечением.

 

 

05.02.2022 

16.10.2021

 

 

Позняк Н.С.

Веремейчик Н.Е.

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

Идеальные родители глазами детей,  идеальный ребенок глазами родителей.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

27.11.2021

12.02.2022

Позняк Н.С.

Жилич И.Н.

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем.

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка.

Интеллектуальное развитие ребенка.

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей.

Организация свободного времени детей в период летних каникул

26.02.2022 

16.10 2021 

20.11.2021

Позняк Н.С.

Жибурт Т.И. 

Позняк Н.С.

 

 

 

 

свернуть

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток

развернуть

 

Самоубийство – мольба о помощи, которою никто не услышал.

Равиль Алеев

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток

     Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

Дом подростка – это модель мира. 

А если мир так ужасен, как бывает

иногда обстановка в семье, то ...

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

 

Родителям можно рекомендовать:

 

  1. ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

  2. анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

  3. учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

  4. воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

  5. не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

  6. не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

  7. обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

  8. записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

 

Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15.Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!   

Детский и подростковый суицид - это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто.

Тем не менее, за любое суицидальное

поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ситуации риска, в которых нужно быть внимательным

 Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;

 Несчастная любовь или разрыв романтических отношений;

Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);

Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);

Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье); Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия);

Резкая изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Чтобы развеять один из главных мифов о суициде «что самоубийством заканчивают жизнь только психически нездоровые люди», хотя по официальной статистике их не более 4-6% (на самом деле   - это нормальные дети, попавшие в ненормальные обстоятельства), позвольте начать разговор о детском суициде с рассказа Аллы Боголеповой:

«Таблетки в доме были какие-то несерьезные, но зато очень много: цитрамон, тетрациклин, ношпа… Двенадцатилетняя девочка аккуратно ссыпала их на блюдце — получилась целая горсть. Зачерпывала чайной ложечкой, запивала водой из кружки. Когда таблетки кончились, девочка причесалась, сняла пионерский галстук и легла на диван. Умирать.

Зачем она это сделала?

Несчастная любовь? Первое романтическое чувство, отвергнутое одноклассником? Нет, девочка была абсолютным ребенком и в свои двенадцать все еще укутывала на ночь рыжую куклу Марину. Двойки? Но в девочкином дневнике и четверки встречались нечасто, она была отличницей. У нее, на посторонний взгляд, была райская жизнь: отдельная комната, интеллигентная мама, пианино и собрание сочинений Дюма.

Так что же? Секта? Интернет? Наркотики? Сети педофила? Рок-музыка, проповедующая культ суицида? Да бог с вами, середина 80-х, глубокая провинция. Что-то из того, что сегодня называют причиной детских самоубийств, еще не существовало. Остальное было из области страшной экзотики. Но дети почему-то умирали. С крыши, правда, не прыгали — чердачные двери нескольких пятиэтажек были наглухо заперты. Поэтому вешались, травились, резали вены и кидались под поезда.

Одиночество и страх. Казалось бы, откуда им было взяться в маленьком поселке, где все друг у друга на виду, где родители отрабатывали положенные советские 8 часов и через 15 минут после окончания рабочего дня уже были дома? Потом эти родители в своем страшном горе задавались единственным вопросом: чего не хватало моему ребенку?

Ответ прост и страшен: вас не хватало. Не хватало вашего внимания, поддержки, доверия. Любви не хватало. «Люби ребенка сердцем, а виду не подавай», — этому невесть кем данному совету всю жизнь следовала моя мать. Эта «любовь, которой не видно», воплощалась в простых правилах: отмахиваться от детских побед и унижать за поражения; ругать за «кислую морду», не спрашивая, а почему, собственно, она кислая; почаще напоминать, кто тут кого кормит. Дружба, первая любовь, страшные сны и заветные мечты — все это казалось моей матери, да и большинству взрослых, чем-то неважным, несерьезным. С их взрослой точки зрения, сытый, здоровый, хорошо учащийся ребенок просто не имел права быть несчастным из-за такой ерунды, как безответные чувства к соседу по парте.

Эмоциональная закрытость, скупость на проявление чувств, неуважение к личности ребенка — это джунгли, в которых выживает сильнейший. И джунгли эти заботливо взращиваются самыми близкими людьми — мамой и папой. Большинство, слава Богу, выживает. Но есть и такие, для которых отсутствие прочного тыла в виде родительской поддержки и любви становится источником постоянного страха: я не нужен маме, значит, я не нужен никому, значит, я всегда буду один.

Мы можем сколько угодно обвинять интернет и телевидение. Требовать финансирования каких-то мифических государственных программ по предотвращению детских суицидов. Но эта страусиная политика есть не что иное, как попытка переложить ответственность и откупиться от невыносимого чувства вины. Остановить доведенного до отчаяния ребенка могут только родители. Не психологи, не священники, не Павел Астахов. Читая личные дневники ребенка, контролируя его страницу в социальной сети, можно убрать симптомы. Но болезнь, выросшая на почве родительской эмоциональной недоступности, чудовищной взрослой уверенности в том, что у ребенка нет и не может быть глубоких чувств, никуда не денется.

Почему я так уверенно это говорю? Потому что та девочка, которая ела таблетки чайной ложкой — это я. Меня спасла бабушка, которая привезла ведро клубники на варенье. Пара литров соленой воды и никаких упреков, никаких: «хоть бы о матери подумала». Матери мы, кстати, ничего не сказали. Да для меня это было уже и неважно. Я поняла, что у меня есть родная душа. Кто-то, кому я могу доверять, на кого я могу положиться, что бы ни случилось. Мне повезло. Тем, другим, повезло меньше. Их могла бы спасти родительская любовь. Не беседы с чужими людьми вроде школьного психолога, а всего лишь капля любви, которую пожалела для них собственная семья.

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье (62%). Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. Большая часть подростков, кончающих с собой, - дети из неблагополучных семей, где имеет место хроническая алкоголизация родителей, материальные трудности, отсутствие нормального контакта в семье. Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью.

Современный родитель видит залог будущего благополучия ребенка прежде всего в количестве информации, которая будет в него заложена. Школы часто отвечают на этот родительский запрос скрытым увеличением учебной нагрузки, появляется все больше классов и школ, где занятия очень интенсивны. Хорошо, когда ребенок занят, когда его время заполнено, но это должно проходить в другой обстановке, когда они не соревнуются за результат, а когда интересно. Психологи считают очень большой ошибкой, когда ребенка с детского сада лишают времени на игру, без которой невозможно нормальное психическое развитие для этого возраста. Подготовка к школе сейчас нередко превращается в чуть ли не главную задачу детского сада, но не в смысле психологической готовности, что вполне оправдано, а в смысле дрессуры и натаскивания. Многие родители "повернуты" на том, что к школе ребенок должен уже уметь и читать, и писать, поэтому, как правило, до первого класса уже водят детей на дополнительные занятия в школу. Конкуренция, повышенные ожидания со стороны родителей и учителей - часто выливаются в нездоровое накручивание ребенка. Рейтинги, конкуренция между детьми, нередко подогреваемая взрослыми, ведут к подсознательному усвоению опасной для психического здоровья жизненной программы "быть первым, лучшим или никем". Последствия такой установки - тяжелые эмоциональные реакции на свои неудачи и успехи другого вплоть до нежелания жить, трудности установления дружеских отношений и дефицит взаимной поддержки. Как реагируют родители и учителя на оценки, так реагирует и ребенок. Надо понять, что успех и лидерство во всем - это не главная цель в жизни, из-за них как раз и уходят человеческие отношения. Надо, чтобы ребенок научился смотреть на свои ошибки не как на катастрофу и знак своей несостоятельности, а как на точку роста, развития.

В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

 

                                             

свернуть

Что нужно знать о суициде

развернуть

ЖИТЬ! ЖИТЬ! ЖИТЬ!

Профилактика суицидального поведения. Что надо знать о суициде.

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с раз¬водами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;

  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;

  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);

  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;

  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;

  • пессимистичные;

  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Классификация суицидальных проявлений

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Степени выраженности суицидального поведения:

Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

Демонстративные и истинные попытки суицида

Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

Мотивы и поводы суицидального поведения

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

1. Личностно-семейные конфликты:

несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

несчастная любовь;

недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.

3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

боязнь наказания или позора;

самоосуждение за неблаговидный поступок.

5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

Целями суицида могут быть:

1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.  

2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.

3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

Постсуицидальный период

Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:

конфликт и его значимость для субъекта;

принятие суицидального решения;

личное отношение к суициду.

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:

1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.

2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.

3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.

4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.

Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.

Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни, но знания не соотносятся с собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представляется как длительное отсутствие. Привлекает возможность считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние своих обидчиков. Страх смерти отсутствует, и при "игре в смерть" ребенок не испытывает отрицательных эмоций. Не осознавая серьезности последствий, он может совершать и опасные для жизни шалости, и покушения на самоубийство.

Со временем становится адекватным представление о смерти как о конце жизни. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Некомпетентность детей лежит в основе использования ими в суицидальных целях "невинных" с точки зрения взрослых веществ (конторский клей, шампунь).

С другой стороны, дети прибегают к калечащим способам покушения на свою жизнь, не понимая их крайней опасности (падение с высоты, попытки к самоутоплению, самоповешению). Подростки нередко "переигрывают" демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке, и т. д.

Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация для ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. У подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создается ощущение безысходности, рождается чувство отчаяния, одиночества. Это совершенно неожиданно для окружающих его взрослых делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка.

Становится понятна условность деления суицидального поведения в детском и подростковом возрасте на истинное и демонстративно-шантажное. Все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные и подвергать глубокому анализу каждый факт покушения на самоубийство.

Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его "несчастной любовью", но действительная причина - уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда "игра со смертью" является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности. Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по "слабым местам" и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.

Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать "сплошным затянувшимся конфликтом". Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт - причину суицида.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют родственников, покончивших с собой.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Так ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда закончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Депрессивные расстройства

Подростковые депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично подростковых симптомов, а также типично-депрессивный вариант синдрома.

Детский вариант наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны. В играх наблюдается "погребальная" тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и попытки самоубийства оказываются для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт. Суицидальные попытки травматичные и чаще всего завершенные. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение.

Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие не свойственных ранее подростку различных нарушений поведения - от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов. Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, служит поводом для наказания. Увеличивается суицидальная опасность. При своевременной диагностике и адекватной терапии не свойственное ребенку поведение довольно быстро исчезает, и появляется критическое отношение к суициду.

Ипохондрический вариант депрессии встречается чаще в возрасте 12-16 лет. Появляются жалобы на состояние здоровья. Аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением покинутости, одиночества. Неприятные ощущения в теле рассматриваются как проявления неизлечимого заболевания. Под предлогом болезни запускается учеба. Затрудняется контакт со взрослыми. "Непонимание" окружающими их переживаний создает непереносимые, безвыходные, по мнению подростков, ситуации. Адекватная терапия и помощь психолога способствуют преодолению этих симптомов.

Астенический вариант депрессии характерен для подростков 12-16 лет. Первые признаки: затруднения в учебе, являющиеся причиной психической заторможенности. Исчезают прежние увлечения, интересы, появляется душевная вялость, безынициативность; подростки говорят о скуке и унынии. Может наблюдаться тревога. Сон достаточный, но у подростка ощущение бессонницы. Ребенок продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но ему это не удается. Возникают конфликты, которые он принимает слишком близко к сердцу. Суицидальные попытки совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени. Риск возникновения повторных попыток очень велик.

Депрессивный синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов свойственен подросткам возраста 16-18 лет. Размышления о смысле жизни и сущности смерти приобретает характер навязчивости, бесплодного, депрессивно окрашенного мудрствования. Суицидальное поведение с конфликтами не связано, а является длительным результатом размышлений о жизни и смерти. При неудаче суицид повторяется. Синдром может быть проявлением вялотекущей шизофрении.

Сюда же относится и неудовлетворенность собой, особенно у девочек, которая может быть иногда настолько сильно выражена, что приобретает депрессивную окраску, и незначительная психотравма может повлечь суицид.

Депрессивные состояния с типичной симптоматикой наблюдаются в возрасте 16-18 лет. Характерны тревога, страх, самоуничижение. Суицидальные попытки совершаются на пике психического напряжения - любым способом, удобным в ту минуту. После неудачи тревога и депрессия идут на спад, но это состояние обманчиво. При отсутствии адекватного лечения попытка повторяется. Таким образом, нарушение поведения, снижение успеваемости, конфликтность, капризность, обидчивость бывают проявлением депрессивного синдрома. Взрослые такое состояние оценивают как лень, распущенность, следствие плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Родители, объединившись с учителями, применяют различные меры воздействия на подростка.

Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации и толкает на самоубийство.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:

1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.

2. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.

3. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.

4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.

5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.

6. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.

7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.

свернуть

Безопасность в интернете

развернуть

О педофилии

развернуть

Видеоролики на тему профилактики кибербуллинга

развернуть