Советы психолога

Портрет ребенка, склонного к суициду

развернуть

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Группы риска – это депрессивные подростки, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем, жертвы насилия, дети как с плохой успеваемостью в школе, так и одаренные, дети с синдромом "отличника", приверженцы депрессивных молодежных субкультур.

По статистике 46% студентов, предпринявших в детском возрасте попытку суицида, имеют высокий и очень высокий интеллект. Любимыми предметами у них, как правило, являются физика, математика и химия. Очень любят слушать музыку. Они обладают философским складом ума, уже с 5-6 лет интересуются такими понятиями как смысл жизни, что такое смерть и есть ли жизнь после смерти. Они тонкие и ранимые, добрые и талантливые, обладают богатым внутренним миром, просто жить в мире полном лжи и лицемерия, жестокости и предательства им в какой-то момент становиться просто невыносимо – глубокое чувство отчаяния толкает их на такой поступок.

Различаются три стадии приближения подростка к суициду:

На первой подросток проявляет излишний интерес к теме смерти, может много шутить на тему самоубийства. В рисунках суицидальные мысли выражаются следующим образом: изображение черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, пронзенных сердец, окровавленных ножей. При этом используются в основном черный, желтый и красный цвета.

На второй стадии суицидальные мысли приобретают активную форму: взвешиваются все "за" и "против"; продумываются формы, время и место действия. На третьей решение о самоубийстве уже принято и подросток продумывает конкретный план.

Косвенных признаков очень много. Но все их объединяет один фактор: у подростка кардинально меняются привычки и поведение. Это, как ни странно, вопросы питания – когда дети с обычно хорошим аппетитом становятся привередливы в еде, а те, кто всегда отличался неважным аппетитом, вдруг начинают есть. Второй параметр – сон. Ребенок либо может спать целыми днями, либо начинает страдать бессонницей. Третий – учеба. Резкое падение успеваемости говорит об утрате интереса, возможно, не только к самому процессу получения знаний, но и к жизни вообще. Еще один тревожный симптом – безразличие к внешнему виду.

Кроме того, психологи выделяют также такие факторы, как стремление подростка к уединению, вспышки немотивированной агрессии, жизнь на грани риска: увлечение экстремальными видами спорта и досуга, злоупотребление психоактивными веществами.

Как выявить ребенка, склонного к суициду

Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Подросток может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

o     утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

o     пренебрежение собственным видом, неряшливость;

o     появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

o     резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

o     внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

o     плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

o     склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

o     проблемы со здоровьем: потеря аппетита или наоборот усиление аппетита, плохое самочувствие, бессонница или повышенная сонливость, кошмары во сне;

o     безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений;

o     усиление чувства тревоги;

o     усиление жалоб на физическое недомогание;

o     излишний риск в поступках;

o     стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

o     самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

o     выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;

o     шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

o     Открытые заявления: Ненавижу жизнь, Не могу больше этого выносить; Жить не хочется; Никому я не нужен.

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.


 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен.

Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас.

Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь.

Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину.

Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил.

Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

 Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  • Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем, если эти планы расплывчаты и неопределенны.

Даже если сейчас Вам кажется, что в Вашей жизни ничего нет… пока Вы живы, у Вас есть ЖИЗНЬ, а в ней есть ВСЕ!

Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

  • Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

  • Кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.

Факторы, препятствующие возникновению

суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

o         эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

o         выраженное чувство долга, обязательность;

o         концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

o         учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

o         убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

o         наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

o         наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

o         психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

o         наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

o         проявление интереса к жизни;

o         привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

o         уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

o         планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

o         негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

свернуть

о суициде

развернуть

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  1. внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

  2. правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

  3. не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

  4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

  5. постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

  6. не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

  7. стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";

много шутит на тему самоубийства;

проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2. Поведенческие признаки. Подросток может:

раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;

демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

предпринимал раньше попытки суицида;

имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

 

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией.

Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе). Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Импульсивные «демонстративные» попытки суицида у детей могут быть вызваны под влиянием сильной обиды, желанием кому-то или себе что-то доказать, показать свою смелость, а так же недовольством собой, своей внешностью, невозможностью найти свое место в подростковой среде. Мотивом к такому поступку может быть желание стать самоубийцей-знаменитостью, о ком заговорит вся страна, получить, пусть даже посмертно, свою «Минуту славы». Доказать, что я не хуже, доказать, что я могу и совершаю акт самоубийства. Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота».

свернуть

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

развернуть
 
Застенчивым детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрия - за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду (самоуничтожение). Внушаемы.
Рекомендации по работе с застенчивым ребенком:
  1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
  3. Включать в общественные посильные дела.
  4. Хвалить самостоятельность.
  5. Стимулировать личную ответственность.
  6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись.
  7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найди адекватный.
  8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
  9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя – научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
свернуть

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

развернуть
 
  1. Игнорировать истерические реакции.
  2. Предупредить класс не обращать внимания на ребёнка в момент истерики.
  3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
  4. Не стремиться угодить.
  5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
  6. Чаще давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
  7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолима жажда признания.
  8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
  9. Требует много льгот для себя.
  10. Такие дети лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
11. He критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание. 
12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного. 
13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью). Такое наказание он запомнит. 
14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся. 
15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек - требования всех членов едины. 
16. Ужесточить режим. Пресекать бесцельное времяпрепровождение. 
17. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный. 
18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое. 
19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо». 
20. Повышать самооценку, уверенность в себе.
свернуть

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

развернуть
 
  1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.
  2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  3. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
  4. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
  5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  6. Обсуждайте поведение только после успокоения.
  7. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
  8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... .Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
  9. Пусть за что-то отвечает в школе.
10. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него. 
11. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны. 
12. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. 
13. Свое плохое настроение не разряжать на нем. 
14. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
свернуть

Некоторые советы педагогического общения с «трудными» подростками

развернуть
 
 
1. В повседневном общении с ребятами вам часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того,
чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, старайтесь развить в себе способность к педагогической импровизации.
2. Ваш успех в общении с учениками во многом будет зависеть от того, насколько вы умеете смотреть на вещи глазами самих ребят.
3. Если вы хотите, чтобы ваша беседа с учеником состоялась, старайтесь начать ее с дружеского тона.
4. Чтобы ваш диалог с учеником был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
5. При первом обращении с учеником никогда не старайтесь его критиковать.
6. Если вы хотите завоевать авторитету ученика, проявляйте к нему в процессе обучения искренний интерес.
7. Если вы хотите убедить ученика, что он не прав, начинайте диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
8. Лучшим словом, располагающим ребенка к общению, является его собственное имя. Обращаясь к ученику по имени, мы тем самым даем почувствовать, что он достоин уважения.
9. Вступая в общение с учениками, старайтесь быть предельно дипломатичными, вести диалог на «равных».
свернуть

Как быть хорошим педагогом

развернуть
 
 
     Любой преподаватель стремится к тому, чтобы стать хорошим педагогом. Ключевой момент в современной концепции образования – это обращенность к личности ученика и также учителя, который должен управлять деятельностью на уровне высокого профессионализма.
Инструкция
1. Воспитайте в себе любовь к детям. Все они, включая тех, которые плохо учатся и не стараются быть активными на занятии, заслуживают вашу симпатию.
2. Развивайте свои способности к речевому общению. Постарайтесь проникнуть во внутренний мир учащегося, формируйте у него соответствующее мировоззрение. В определенный момент вы сможете понять мотивы его поведения и разобраться в его психическом состоянии.
3. Чаще обращайтесь к своим ученикам. Произносите просьбу-«побуждение», призывайте к совместной учебной деятельности. Подтверждайте и свое присутствие в учебном процессе. К примеру, подойдут такие фразы, как: «давайте пофантазируем», «а теперь представим, что», «вы, наверно, помните» и т.п. Хорошему педагогу необходимо научиться владеть своей речью. Обратите внимание на то, каким голосом вы говорите, насколько правильно и своевременно делаете паузы в речи. Ставьте верные логические ударения во фразах. Запишите свою речь на уроке на диктофон и затем прослушайте. Имейте в виду, что ученики весьма чутки к интонационным тонкостям. Разнообразьте вашу речь, сделайте ее эмоциональной и образной.
4. Развивайте профессиональные знания по предмету. Недостаточно просто знать дисциплину и владеть различными методиками преподавания. Продолжайте самосовершенствоваться. Не забывайте, что учитель должен быть многогранной, всесторонне развитой личностью. Пополняйте свой багаж знаний и пытайтесь более творчески передавать ученикам богатство культуры человечества.
5. Развивайте педагогический артистизм. Во время урока широко используйте различные кинетические средства: мимику, жестикуляцию, пантомимику. Данные средства воспринимаются учениками зрительно и несут до 40% информации. Прибегайте к кинетическим приемам, лишь когда почувствуете в них необходимость, поскольку излишняя жестикуляция только снизит качество восприятия речи.
6. Плодотворность учебной деятельности зависит от степени мотивированности учеников. Заинтересуйте учащихся своим предметом. Если ваши требования не выполняются, проявите терпимость и сдержанность. Хороший педагог обладает способностью снимать психическую напряженность. Педагог должен видеть все происходящее на уроке, но реагировать нужно далеко не на все. Помните, что гораздо охотнее выполняются сказанные твердым тоном просьбы, чем приказания. Будьте тактичны и обращайтесь к ученикам как к взрослым уважаемым людям. По возможности избегайте упреков и угроз, сократите количество замечаний в адрес учащихся. Ваше демократичное отношение к ученикам будет создавать на уроке благоприятную атмосферу, у многих появится состояние спокойного удовлетворения в работе. Эффективный педагог начнет урок с яркого, запоминающегося рассказа или необычного факта, который привлечет внимание учеников и вызовет у них живой интерес. Применяйте творческую фантазию, чаще импровизируйте.
свернуть

Десять советов молодому учителю

развернуть
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха и успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
 
1. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении.
2. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве.
3. Не замыкайся в своем учительстве. Пиши стихи, пой, играй в волейбол, собирай марки, бывай в театрах и на выставках. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе.
4. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии.
Помни о комплексном характере учительского труда.
5. Будь счастливым! Будь оптимистом! Верь и добивайся своего! Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят.
6. Будь честным и правдивым!
7. Цени юмор в общении с учениками. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам.
8. Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть.
9. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться – надо быть.
10. Обрети гражданскую позицию. Думай сам!
свернуть