Цели и задачи:
воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма;
обобщение и систематизация знаний о ходе Великой Отечественной войны;
развитие интереса к истории;
воспитание чувства гордости за свой народ, чувство преданности своему Отечеству
Слайд 1. Хатынь
Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.
Слайд 2. Политика геноцида
Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер гауптман Ганс Вёльке. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
Две девушки — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли.
Слайд 3. Выжившие жители Хатыни
Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.
Из показаний Желобковича Виктора Андреевича, 1934 г/р: «Мы с мамой вырвались из сарая. Мы упали, она накрыла меня собой и шепнула, чтобы я не двигался. Вокруг падали сраженные пулями люди. Я почувствовал, как мне обожгло левое плечо. Я сказал маме. Но в этот момент она вздрогнула и затихла. На мои вопросы она больше не отвечала… Пламя начало сильно жечь, мне удалось незаметно отползти в сторону. Я лежал тихо, пока не окончилась стрельба… Кто-то ещё подавал признаки жизни и просил воды. Даже детским разумом я понимал, что их ждет смерть…»
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Слайд 4. Памятник Хатыни
Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР. На месте трагедии был установлен памятник, который простоял до 1964 года.
Слайд 5.
В 1964 году на его месте был установлен памятник «Скорбящая мать».
Слайд 6. Авторы мемориала
В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны и огромного вклада белорусского народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы, в январе 1966г. ЦК КПБ принял решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь».
В марте 1967г. был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов.
Слайд 7. Эскизы мемориала
«Работа над проектом захватила нас, — вспоминает Леонид Левин — мы придумали венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб, но чего-то не хватало. Заросшее травой поле, свидетель трагедии, хранило мертвую тишину. И вдруг в этой щемящей душу тишине неожиданно запел жаворонок. Звук, тут должен быть звук!», — так родилась идея колоколов Хатыни.
Слайд Карта комлекса.
Мемориальный комплекс “Хатынь” в точности повторяет планировку сожжённой деревни и занимает 50 га земли.
Слайд 8. Открытие мемориала
Строить мемориал помогала вся страна. Гранит был привезен с карьеров Украины, белый мрамор из России. Первая очередь была завершена в конце 1968 года.
Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969г. Торжественно-траурная церемония открытия началась в Минске. На площади Победы собрались представители всех районов столицы, ветераны Великой Отечественной войны, делегации из России, Украины, Грузии, Молдавии и других республик, делегации городов-побратимов, иностранные гости. От Вечного огня был зажжен факел и поднесен к чаше, установленной на бронетранспортере, который в сопровождении почетного экскорта направился в Хатынь.
Слайд 9. Выступление Каминского
На многотысячном митинге в Хатыни, посвященном открытию мемориального комплекса, выступили свидетели хатынской трагедии И. И. Каминский и А.П.Желобкович.
Слайд10. Скульптура Непокоренного человека
Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс «Хатынь» (площадь 32 га) повторяет планировку бывшей деревни и состоит из отдельных фрагментов. В центре мемориала возвышается бронзовая скульптура Непокоренного человека с мертвым ребенком на руках. Высота скульптуры 6 метров.
Слайд11. Символическая крыша сарая
Справа от скульптуры - символическая крыша сарая.
Слайд12. Венец Памяти
Слева от скульптуры увековечено место сожжения жителей деревни. Над братской могилой Венец Памяти со словами обращения погибших к живым: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:
Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!
|
|
Слайд 13. Венец сруба
Дорожка из железобетонных плит ведет к бывшей деревенской улице. На месте каждого дома лежит первый венец сруба.
Слайд 14. Обелиск с мемориальной плитой
Внутри обелиск с мемориальной плитой. На ней имена и фамилии заживо сожженных людей, указан возраст детей до 16 лет.
Слайд 15. Колокола Хатыни
Обелиск увенчан колоколом. Колокола Хатыни звонят одновременно каждые 30 секунд.
Слайд 16. Открытая калитка
Перед каждым из 26 сожженных домов - открытая калитка - символ гостеприимства жителей деревни
Слайд 17. Символические колодец
На месте 4 бывших колодцев - символические колодцы.
Слайд 18. Кладбище деревень
На земле белорусской деревни Хатынь создано единственное в мире «Кладбище деревень», на котором символически похоронены 185 белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни (186-я невозрожденная деревня — это сама Хатынь). Могила деревни представляет собой символическое пепелище. В центре — пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни, пережившей трагедию Хатыни и также, как и Хатынь, не возрожденной. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.
Слайд 19. Символические деревья жизни
433 белорусские деревни, пережившие трагедию Хатыни, были возрождены после войны. Они увековечены на элементе мемориала «символические деревья жизни». На символических ветвях деревьев в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены фашистами вместе с жителями, но восстановлены после войны.
Слайд 20. Стена памяти
В годы Великой Отечественной войны на белорусской земле фашисты создали более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения. Мемориал включает «Стену памяти», в нишах которой находятся мемориальные плиты с названиями концентрационных лагерей и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии
Слайд 21. Вечный Огонь
Элемент мемориального комплекса Хатынь "Вечный Огонь" и 3 березки напоминают о том, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб в годы Великой Отечественной войны. На траурном постаменте 4 углубления, но только в трех из них растут березки, символизирующие жизнь на белорусской земле. В память о каждом четвертом погибшем горит Вечный Огонь.
Слайд 22.
Трагедия Хатыни — один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле.
Нам суждено их имена святые
В надгробиях с коленей целовать.
Все слезы уничтоженной Хатыни
Не выразить в обыденных словах.
Сожгли деревню немцы в Беларуси,
И высечены в мраморной стене
Фамилии детей не русских,
Но сколько русских пало на войне!
И пусть Хатынь всегда нам будет болью,
Напоминанием из века в век,
Что есть любовь.
А воинов и войны
Не Бог придумал – создал человек.
|
Презентация
видео