Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

развернуть

Материал подготовлен Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства иностранных дел, Министерства культуры, Министерства обороны, Министерства образования Республики Беларусь, Института истории НАН Беларуси, ГУ «Государственный мемориальный комплекс «Хатынь», ОО «БРСМ», материалов государственных СМИ.

подробнее

 

 

свернуть

Карта сожженных деревень Солигорского района в годы Великой Отечественной войны

развернуть

На современной территории Солигорщины в период немецко-фашисткой оккупации фашисты сожгли 49 деревень, 5 из них так и не были восстановлены и навсегда исчезли с карты района, 

сожжено заживо и убито 5 131 человек.

свернуть

Карта сожженных деревень Минской области

развернуть

С первых дней Великой Отечественной войны всю силу и мощь немецкой армии жители Минской области почувствовали на себе. На ее территорию наступала самая мощная из 3 группировок вермахта – группа армий «Центр».

25 июня 1941 г. были оккупированы Молодечно, Вилейка, Воложин; 26 июня немецкие войска вошли в Клецк, Смолевичи; 27 июня были заняты Слуцк и Узда; 28 июня – Дзержинск, Несвиж, Любань, Столбцы, Старые Дороги, Марьина Горка; 29 июня – Копыль; 1 июля – Крупки; 2 июля – Борисов, Мядель, Логойск, Червень; 3 июля – Березино.

На оккупированной территории устанавливался так называемый «новый порядок». Это заранее разработанный, целенаправленный план геноцида, ликвидации советского строя и его духовных ценностей, разграбление природного достояния и природных ресурсов.

Идеологической основой оккупационной политики были человеконенавистнические теории о «расовом превосходстве» немецкой нации над всеми другими; об «исторической необходимости» расширения «жизненного пространства» для немцев и их «неотъемлемом праве» на мировое господство.

Основным средством поддержания «нового порядка» были войска и различные службы СС (охранные отряды), СА (штурмовые отряды), СД (служба безопасности), гестапо (политическая полиция).

Главным направлением осуществления плана «Ост» (определял программу колонизации захваченных территорий, германизацию населения и уничтожения народов Восточной Европы) являлась политика геноцида – планомерное истребление целых групп населения по тем или иным мотивам: из-за принадлежности к советским активистам, коммунистам, евреям. Для реализации этого плана использовалась целая система мер: заложничество, облавы, погромы, тюрьмы, карательные операции, концентрационные лагеря, лагеря смерти. Первыми с системой лагерей столкнулись попавшие в плен красноармейцы.

Планируя войну на уничтожение против СССР, руководство нацистской Германии изначально не намеревалось следовать нормам международного права в отношении военнопленных, которые были закреплены на международных конференциях в Гааге 1899 и 1907 гг., затем Женевской конвенцией 1929 года.

Фашистская Германия отказалась придерживаться норм международного права в отношении военнопленных красноармейцев, мотивируя это тем, что СССР, не присоединившаяся к Женевской конвенции 1929 года, не является правопреемником царской России, которая приняла Гаагские конвенции.

Планируя «блицкриг», германское командование предполагало захват огромного числа пленных, однако связанные с этим проблемы не учитывались в военных планах Германии, что стало одной из основных причин гибели попавших в плен солдат Красной Армии.

На территории Минской области в 1941 – 1944 гг. оккупанты разместили 8 дулагов – пересыльных лагерей для военнопленных (6 – в Борисове, 1 – в Молодечно, 1 – в Столбцах); 7 шталагов – стационарных лагерей рядового и сержантского состава; 26 оффлагов – стационарных лагерей для военнопленных офицеров (все 26 существовали в разное время). Самыми крупными из шталагов были: 

Масюковщина – шталаг 352– за время существования лагеря погибло 80 тыс. человек, 

Молодечно – шталаг 342 – погибло 33 тыс. человек, 

Слуцк – шталаг 362 – погибло 14 тыс. человек, 

Борисов – шталаг 382 – погибло 10 тыс. человек.

Пленные часто размещались под открытым небом или в переполненных неотапливаемых бараках и сараях. Вывоз на территорию рейха, частью из-за недостатка транспортных средств, частью из-за безразличия немецкого руководства к судьбе военнопленных, практически не производился. Шансы выжить, прежде всего в первую военную зиму, у пленных солдат и офицеров Красной Армии были невелики.

Скученность, антисанитарные условия, следствием которых являлись сыпной тиф и другие эпидемиологические заболевания, отсутствие медикаментов, холод и голод, а также бесконтрольное применение оружия охраной приводили к большой смертности среди военнопленных. Только в 352-м шталаге в Масюковщине под Минском в ноябре – декабре 1941 г. умерло 25 тыс. человек.

В июле 1941 г. на территории бывшей Молодечненской учительской семинарии оккупанты устроили лагерь для советских военнопленных – шталаг 342, через который прошло и мирное население Брянской и Смоленских областей (всего погибло 33150 человек). Здесь, как и повсюду, свирепствовали эпидемии и голод, имел место каннибализм.

Под Минском Малый Тростенец – крупнейший лагерь смерти на территории Беларуси и оккупированных районах СССР, созданный СД. Здесь уничтожались мирные жители, военнопленные из СССР, а также евреи – белорусские и депортированные из Австрии, Чехословакии.

В 1944 году лагеря на территории Беларуси опустели. Находившиеся в них узники были уничтожены или вывезены в Германию.


Неслыханные зверства чинили оккупанты над местным населением. 

Замученные фашистами советские военнопленные, Повешенные фашистами советские граждане. Под видом борьбы с партизанами они провели 11 карательных операций на территории области: «Бамберг» (20.03.1942 – 04.04.1942), «Болотная лихорадка» (20.08.1942 – 20.09.1942), «Альберт I» и «Альберт II» (ноябрь 1942 г.), «Фрида» (ноябрь 1942 г.), «Франц» (январь 1943 г.), «Зимнее волшебство» (16.02.1943 – 31.03.1943), «Хортунг» (февраль 1943 г.), «Русалка» (24.02.1943 – 01.03.1943), «Котбус» (20.05.1943 – 21.06.1943), «Марабу» (17.05.1944 – 25.05.1944), «Баклан» (25.05.1944 – 23.06.1944). В ходе их проведения сжигались деревни, мирные жители расстреливались или вывозились в лагеря смерти или на принудительные работы в Германию.

В Минской области оккупанты частично или полностью сожгли вместе с жителями 1544 деревни, многие из них так и не возродились (весь мир знает трагедию Хатыни). 

И только памятники и мемориальные комплексы свидетельствуют о том, что когда-то здесь кипела жизнь.Мемориальный комплекс «Дальва» Логойского р-на, 


Мемориал в дер. Доры Воложинского района, 


дер. Жаволки Копыльского района.

Полному физическому уничтожению подлежало еврейское население оккупированной Беларуси согласно «Окончательному решению» – плану, принятому нацистским руководством в январе 1942 г. В большинстве районных центров Минской области выделялись специальные кварталы для проживания и уничтожения еврейского населения – гетто.


Гитлеровцы расстреливают мирных граждан. 

Самым крупным на Минщине было Слуцкое. Здесь уничтожено 18 тыс. человек. 

В Борисовском гетто – более 10 тыс. человек, 

в Клецком 

и Вилейском – 7 тыс. человек, 

в Несвижском – 4,5 тыс. человек, 

в Копыльском – 3,5 тыс. человек,в Радошковичском (Молодечненский р-н) – 2 тыс. человек, в Ильянском (Вилейский р-н) – 2,3 тыс. человек, 

в Раковском (Воложинский район) – более 1 тыс. человек, 

в Ивенецком – 1 тыс. человек.

Трагедия Великой Отечественной войны глубокой болью отзывается в сердцах многих поколений белорусов.

 
свернуть

Карта сожженных деревень Республики Беларусь

развернуть

Местоположение населенных пунктов современной территории Республики Беларусь, сожженных фашистскими оккупантами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

свернуть

методические рекоментации

развернуть

Методические рекомендации для учреждений общего среднего образования Минской области по наполнению информационными материалами тематических экспозиций, посвящённых памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. Перед учреждениями образования стоит задача, которая заключается в том, чтобы создать результативную систему идеологического и патриотического воспитания, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм.

Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма молодого поколения, базируется на уважении к историческому прошлому и традициям народа в годы Великой Отечественной войны, на трудовых традициях белорусского народа, на гордости за его экономические, социальные, культурные достижения, на заботе об интересах, независимости, свободе, благополучии и будущем своей Родины - Республики Беларусь.

В настоящее время учреждения образования являются наиболее устойчивыми институтами социализации личности, в которых обучающиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.

Особое значение для формирования гражданской позиции и патриотизма, а также чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу несут тематические экспозиции, связанные с изучением Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., которые показывают примеры героизма и стойкости белорусского народа в годы великих испытаний. Следует отметить, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы. Их необходимо использовать в образовательном процессе в учреждениях образования.

Информирование обучающихся о фактах совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида мирного населения осуществляется в рамках гражданского и патриотического воспитания. При этом ведущая роль возлагается на военно­патриотические клубы, на использование потенциала музеев и организацию тематических экспозиций.

Единые подходы к формированию (наполнению) информационных материалов тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) в учреждениях образованиях Минской области

При формировании тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) (далее - тематические экспозиции) необходимо соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности и диалога, которые должны быть реализованы в следующих требованиях:

1.    Соблюдать нормативные правовые, научно-методические документы (приложение 1).

2.    Использовать литературу, научные данные и материалы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, материалы, размещенные на официальных сайтах государственных учреждений и организаций; информационно-аналитическую, хрестоматийную, научно-популярную и иною литературу, документы и материалы библиотек и музеев государственных учреждений образования и государственных учреждений культуры, государственных архивов, государственных СМИ (приложение 2), региональный краеведческий компонент (приложение 3).

3.    Тематические экспозиции целесообразно представить структурно в 4 разделах:

раздел раскрывает тему в целом в стране,

2   раздел - в регионе (Минская область),

3   раздел - на территории района(города),

4          раздел - в местности расположения учреждения образования.

4.      С учетом конкретных возможностей учреждения образования и размещения тематические экспозиции могут быть стендовыми, баннерными, выставочными, буклетными, библиотечными, музейными, экспозициями уголка в учебном кабинете и иными, а также с использованием интерактивных карт, информационно­коммуникационных технологий (приложение 4).

5.   В тематических экспозициях информативный материал необходимо представить в 2-х видах: постояннодействующем и сменном, размещать и обновлять который необходимо регулярно, исходя из принципа оптимальности с учетом тематики учебных, факультативных занятий и воспитательных мероприятий, в которых его необходимо использовать.

6.    Организовать обязательное информационное сопровождение тематических экспозиций информационно-пропагандистскими и лекторскими группами, из числа обучающихся и работников педагогического коллектива учреждения образования, матричными штрихкодами (QR-кодами) с электронными текстовыми аудио- или видеогидами. При этом включить работу по информационному сопровождению тематических экспозиций в систему воспитательной работы учреждения образования.

7.   Формировать и использовать информационные материалы тематических экспозиций с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей обучающихся.

8.  Активно включать в диалог всех участников мероприятий с использованием тематических экспозиций, проводить этап рефлексии с целью формирования у обучающихся определенного отношения к теме экспозиции, событиям и фактам, формирования собственной нравственной, гражданской позиции.

9.   Обеспечить надлежащий учет обучающихся, посетивших тематические экспозиции с указанием даты посещения, названия мероприятия, в рамках которого было проведено ознакомление с экспозицией, количества обучающихся, ответственного за проведение мероприятия (приложение 5).

10.   Учитывать в планировании работы тематических экспозиций календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат (День памяти жертв геноцида во Второй Мировой войне - 27 января, День памяти юного героя-антифашиста - 15 февраля, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь - 23 февраля, День освобождения узников фашистских концлагерей - 11 апреля, День памяти жертв Холокоста - 30 апреля, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне - 9 мая, День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа - 22 июня, День независимости Республики Беларусь - 3 июля, Международный день памяти жертв фашизма - второе воскресенье сентября и др.).

На основании вышеуказанных методических рекомендаций управлениям (отделу) по образованию, спорту и туризму райгорисполкомов, управлениям по образованию райисполкомов, учреждениям образования областного подчинения рекомендуется разработать единые подходы к содержанию информационных материалов тематических экспозиций в учреждениях образования района (города), предварительно согласовав их с райгорпрокурорами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

Законом Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»;

Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 года № 146-З «О геноциде белорусского народа»;

Закон Республики Беларусь от 12.12.2005 №70-3 «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь»;

Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575«Об утверждении Концепции национальной безопасности РеспубликиБеларусь» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2011 г. № 621 и от 24 января 2014 г. № 49;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29января 2021 г. № 57 «О Государственной программе «Образование имолодежная политика» на 2021-2025 годы»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от29.12.2021 № 773 «О Программе патриотического воспитания населенияРеспублики Беларусь на 2022 - 2025 годы»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.12.2002 № 52 «Об утверждении положения о музее учреждения образования»;

Методическое письмо Министерства образования и Министерства культуры Республики Беларусь о совместной деятельности музеев от 02.02.2001;

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи(утверждена постановлением Министерства образования РеспубликиБеларусь от 15.07.2015 № 82);

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежина 2021-2025 годы (утверждена постановлением Министерстваобразования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312);

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»;

Инструктивно-методическое письмо Министерства образованияРеспублики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном годуобразовательного процесса при изучении учебных предметови проведении факультативных занятий при реализацииобразовательных программ общего среднего образования»;

Инструктивно-методическое письмо по организации работыруководителя по военно-патриотическому воспитанию;

Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы в классе и её учет»;

Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи областного, районного (городского) уровня, программа воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационные ресурсы, рекомендуемые для использования при формировании (наполнении) материалами тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

1.   Материалы расследования уголовного дела о геноциде (официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь - https://www.prokuratura.gOY.bY/ru/actiYitv/rassledoYanie-ugoloYnogo-dela-

o-genotside/. Сборник информационно-аналитических материалов и документов «Геноцид белорусского народа» (под общей редакцией А.И.Шведа. - Минск : Беларусь, 2022).

2.   Проект учреждения Администрации Президента Республики Беларусь «Издательский дом «Беларусь сегодня» и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь - Сборник «Геноцид белорусского народа». Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusianpeople: информационно-аналитические материалы и документы /Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакциейА. И. Шведа. Минск : Беларусь, 2022. 175 с.

3.   Карта сожженных деревень (официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусьhttps://www.prokuratura. gov.by/ru/activitv/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/karta-sozhzhennvkh-dereven-/ )

4.   Интернет-проект «Партизаны Беларуси»https://partizany.bv

5.   Интернет-проект «Белорусские деревни, сожженные в годыВеликой Отечественной войны»http://db.narb.bv

6.   Интернет-проект «Официальные геральдические символыРеспублики Беларусь»https ://gs.archives.gov.bv

7.   Интерактивная платформа патриотического воспитанияПатриот.Ьу

8 «Обелиски великого подвига - Беларусь помнит» https://www.sb.bv/video/obeliski-velikogo-podviga/http ://storvofvictorv.sb.bv/obeliski

9.   Проект ИД «Беларусь сегодня» при поддержке Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны «Настоящий геноцид» http://sp.sb.bv/genocide

10.   Совместный проект Белорусского телеграфного агентства, Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции Республики Беларусь «За печатью памяти» https://specreport.belta.bY/memory

11.  Спецпроект Белорусского телеграфного агентства «Судьбы, сложенные в треугольник» https://victorychronicle.belta.by/letter

12.  Проект Белорусского телеграфного агентства и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны «Партизанская летопись» https://letopis.belta.by/

13.   Совместный проект Белорусского телеграфного агентства, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» «На граниневозможного» https://specreport.belta.by/22june

14.     Проект газеты «7 дней» «Карта памяти» «Озаричи. Десятьдней, которые потрясли всех» https://specreport.belta.by/ozarichi

15.   Проект Белорусского телеграфного агентства «Хатынь. Чтобыпомнили» https://specreport.belta.by/khatyn

15.  Материалы Государственного архива Минской области «Геноцид мирного населения на территории Минской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» https://www.gamn.by/ru/

16.   Материалы (видеоролики), созданные в ходе республиканскойакции «Архивы - школе» https ://adu.

by/ru/homepage/obrazovatelnyj -protsess-2022-2023-uchebnyj-god/orgamzatsiya-vospitamya-2022-2023.html

17.   Проект Минского областного исполнительного комитета «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны на территории                                    Минской         области»                    https://www.mmsk-

region.gov.by/novosti/proekty/genotsid-belomsskogo-naroda-v-gody-

velikoy-otechestvennoy-voyny-na-territorii-mmskoy-oblasti/

18.               Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти. Минск и Минская область» https://www.belta.by/infographica/view/memorialy-narodnoj-pamjati-minsk-

i-minskaja-oblast-28520/

19.   Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Год исторической         памяти.                    Витебская               область» https://www.belta.by/infographica/view/god-istoricheskoj-pamjati-vitebskaja-oblast-28604/

20.               Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти. Брестская область» https://www.belta.by/infographica/view/memorialy-narodnoj-pamjati-brestskaja-oblast-28690/

21.               Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти. Гомельская область»

https://www.belta.bv/infographica/view/memorialv-narodnoi-pamiati-

gomelskaja-oblast-28768/

22.                                                                                          Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти, комплексы-символы героической борьбы.                                 Гродненская      область»

https://www.belta.by/infographica/view/memorialy-narodnoi-pamiati-kompleksY-simYolY-geroicheskoi-borbY-grodnenskaia-oblast-29091/

23.               Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти, комплексы-символы героической борьбы. Могилевская                                         область» https://www.belta.bv/infographica/view/memarvialv-narodnai-pamiatsi-kompleksv-simvalv-geraichnai-baratsbv-magileuskaia-voblasts-29161/

24.  Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Брестская крепость-герой» https://www.belta.by/infographica/view/brestskaia-krepost-geroi-29425/

25.   Плакаты Белорусского телеграфного агентства из серии «Земля героев» https://www.belta.bv/posters/view/plakat-iz-serii-zemlia-geroev-28822/

26.      Каваленя, А. А. i iнш. Вялiкая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны) : вучэбны дапаможнiк для 9 (11) класа устаноу агульнай сярэдняй адукацыi з беларускай мовай навучання / А. А. Каваленя [i шш.], пад рэд. акадэмжа А. А. Кавалеш. - Мiнск : БДУ, 2022.

27.   Коваленя, А. А. и др. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : учебное пособие для 9 (11) класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А. А. Коваленя [и др.], под ред. академика А. А. Ковалени. - Минск : БГУ, 2022.

28.    Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : хрестоматия : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / сост. А. А. Коваленя, М. А. Краснова, В. И. Лемешонок, С. Е. Новиков; науч. ред. академика А. А. Ковалени. - Минск : БГУ, 2022.

29.    Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : пособие для учителей учреждений общего среднего образования / А. А. Коваленя, М. А. Краснова, Л. М. Гуринович, Е. Н. Мох; науч. ред. академика А. А. Ковалени. - Минск : БГУ, 2022. Электронная версия пособия для учрежденийобщего среднего образования с белорусским и русским языкамиобучения «Великая Отечественная война советского народа (в контекстеВторой мировой войны)» (авторы: А. А. Коваленя [и др.] ; под ред. А. А.

Ковалени)

30.    Дидактическое пособие «Минское гетто». Электронная версиядидактического пособия «Минское гетто» (авторы: И. Бернат, Т.Гайдук, Д. Дедюля, И. Кашталян, Д. Косякова, А. Чумакова)Электронная верс1я дыдактычнага дапаможнжа «Мшскае гета» (аутары:

I.                                  Бернат, Т. Гайдук, Д. Дзядзюля, I. Кашталян, Д. Касякова, А.Чумакова)

31.   Дидактическое пособие «(Не)забытые жертвы войны». Электронная версия дидактического пособия «(Не)забытые жертвывойны» (авторы: И. Бернат, Т. Гайдук, Л. Гуринович, И. Кашталян,Д. Косякова)

32.    Художественный фильм «Иди и смотри». (Рекомендации поиспользованию художественного фильма «Иди и смотри» вучреждениях общего среднего образования)

33.    Фильм «Елена Драпкина: еврейская партизанка». Электроннаяверсия пособия «Методические материалы к фильму «Елена Драпкина:еврейская партизанка» (авторы: И. Бернат, Т. Гайдук, Л. Гуринович, И.Кашталян, Д. Косякова) Метадычныя матэрыялы да фшьма «АленаДрапкша: яурэйская партызанка» (складальнт: I. Бернат, Т. Гайдук, Л.Гурынов1ч, I. Кашталян, Д. Касякова)

34.   Материалы для организации и проведения мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «ШАГ»: https://adu.by/ Педагогам / Школа Активного Гражданина;

35.   Материалы рубрики «Актуальные практики и технологии воспитания» https://adu.by/ru/uchitelyu/aktualnye-praktiki-i-tekhnologii-vospitaniya.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Региональный краеведческий компонент, рекомендуемый (исходя из территориальности) при формировании материалов тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период:

1. Интерактивная карта «Звездочка на карте Минской области» - «Памятники военной истории периода Великой Отечественной войны на территории Минской области» (официальный сайт государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования» https://moiro.by (Главная / Направления / Воспитательная работа/ Направления воспитательной деятельности/ Образовательныйтуризм).

2.   Материалы книги серии «Память».

3. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, узников концлагерей, «детей войны», свидетелей военных событий и видео воспоминаний о них.

4. Документальные материалы (официальные документы, статистические данные, картографические материалы).

5.     Экспозиционные и архивные материалы, экспонаты музеев и музейных комнат, музейных уголков государственных учреждений образования, государственных учреждений культуры.

6.    Информационные материалы, научно-популярная и иная литература о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время из фондов библиотек (городских, районных, сельских, школьных) государственных учреждений образования и государственных учреждений культуры.

7.   Материалы творческих работ и работ научно­исследовательского характера о Великой Отечественной войне, геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

8. При оформлении в учреждениях образования информационных материалов тематических экспозиций рекомендуется использовать семейные реликвии (фронтовые письма и дневники, персональные книжки находившихся в годы войны на принудительных работах в

Германии, и др.), а также знаки-символы, связанные с понятием «война» (колючая проволока, капли «крови», сломанная кукла, поминальная свеча, символический вечный огонь и др.).

 
 

Методические рекомендации для педагогических работников (в том числе педагогов-предметников) учреждений общего среднего образования Минской области по использованию информационных материалов тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в образовательном процессе

С целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов, внеурочных занятий, воспитательных мероприятий.

Особое значение для реализации воспитательного потенциала имеют темы учебных занятий о Великой Отечественной войне. При изучении данных тем рекомендуется обсудить вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа.

В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы. Они могут использоваться как на уроках, так и во внеурочной работе. Методические рекомендации по использованию данных материалов в образовательном процессе размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общеесреднее образование / Методические рекомендации

На I ступени общего среднего образования материалы тематических экспозиций, посвящённых памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (далее - тематические экспозиции) могут быть использованы:

Учебный предмет

Классы

Темы занятий

Обучение грамоте

I

Кто помнит о войне, тот ценит мир Дороже Родины ничего нет

Навучанне

грамаце

I

Чытаем пра Беларусь i беларусау Назвы, родныя здавён

Беларуская мова

I

«Мясцша, дзе я жыву» «Я i мая Радзiма»

Лгаратурнае

чытанне

II

Маёй Радзiмы дзiуны свет

III

Мiрна жыць - шчаствым быць

Чалавек без Радзiмы, што салавей без

песш

IV

Лёс чалавека на вайне

 

 

 

Чалавек i Радзiма

Русский язык

II

Прописная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек

III

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных в корне (на конце слова, перед другими согласными в середине слова)

Литературное

чтение

IV

Дыхание старины (белорусские легенды)

Чалавек i свет. Мая Радзiма - Беларусь

IV

Беларусь у гады Вялжай Айчыннай вайны, Дзяржауны герб нашай крашы Сцяг беларускай дзяржавы

Изобразительное

искусство

I-IV

Восприятие произведений искусства

Музыка

IV

Музыкальная культура Беларуси

 

На II и III ступенях общего среднего образования материалы тематических экспозиций могут быть использованы при изучении тем по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», а также при проведении факультативных занятий «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в IX, XI классах учреждений общего среднего образования (далее - УОСО):

Учебный

предмет

Классы

Темы занятий

Всемирная

история

IX

Начало Второй мировой и Великой Отечественной войн Коренной перелом в ходе Великой отечественной и Второй мировой войн Борьба с захватчиками на оккупированной территории Советский тыл во время войны Заключительный этап Второй мировой войны

Всемирная

история

XI

Вторая мировая война и ее последствия

История

IX

Беларусь в годы военных испытаний

 

Беларуси

 

Начало Великой Отечественной войны Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941-1944 гг. Геноцид белорусского народа Начало массовой борьбы против оккупантов Развертывание народной борьбы на территории Беларуси Освобождение БССР от германских захватчиков. Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией. Участие БССР в образовании Организации Объединенных Наций. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа»

Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией Урок «Наш край»

История

Беларуси

XI

Социально-экономическое положение в 1918 - 1941 гг. Социально-экономическая политика польских властей на захваченной территории Западной Беларуси (базовый уровень)

Социально-экономическое положение в Западной Беларуси в 1921-1939 гг. Социально-экономическая политика польских властей на захваченной территории Западной Беларуси.

Деятельность коллаборационистских организаций. Участие белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси. Преступления украинской и латышской вспомогательной полиции. Преступления литовской вспомогательной полиции. Участие «Армии Крайовой» в геноциде белорусского народа (повышенный уровень) Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Участие белорусских

 

 

 

коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси. Г еноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа»(базовый уровень)

Урок «Наш край»

Общественно-политическая жизнь во второй половине 1940-х - 1980-е гг. Преступления польских и украинских националистов против мирного населения БССР в послевоенный период (базовый уровень)

 

 

 

 

Материалы тематических экспозиций будут актуальны при проведении факультативного занятия «Мое Отечество» (V-VII классы) при изучении темы «Историческая память: Беларусь партизанская».

Материалы тематических экспозиций предлагаем использовать на учебных занятиях по учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература» при изучении биографий отдельных писателей, литературных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении учебных занятий по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»:

Учебный предмет

Классы

Темы занятий

Белорусская

литература

V

Лггаратурны твор - складанае i непадзельнае мастацкае адзшства Мiхась Лынькоу «Васшью»

VI

К. Чорны «Насцечка»

A.   Пысш «Два полЬ>

B.   Адамчык «Салодюя яблыю»

VII

В. Быкау «Незагойная рана»

В. Зуёнак «З вайны сустрэлi мацярк сыноу...» Е. Лось «Дзяучаты мшулай вайны»

В. Быкау «Жураулшы крык»

 

 

 

А. Куляшоу «Мащ»

IX

Янка Брыль. Апавяданне «Mementomori»

X

Беларуская лггаратура перыяду Вялкай Айчыннай вайны» (1941-1945). Агляд П. Броука «Голас сэрца»

П. Панчанка «Герой»

А. Куляшоу «Над брацкай магшай», «Сцяг брыгады»

М. Танк «Родная мова», «Рэ^ем»

К. Чорны «Пошук будучыш»

XI

I. Шамякш «Сэрца на далош»

В. Быкау «Сотшкау», «Знак бяды»

I. Чыгрынау «Дзiвак з Ганчарнай вулщы», «Вяртанне да вiны»

I. Навуменка «Сямнаццатай вясной»

Ю. Свiрка «Балада мужасцi», «Балада пра помшк салдату»

Г. Пашкоу «Па праву жывога», «Трывога» М. Пазнякоу «Колькi брацкiх магiл», «Ветэраны» У. Карызна «Мы родам з вайны», «Балада Буйнщкага поля» i шш.

Русская

литература

VI

В. Богомолов «Иван»

VIII

М. Шолохов «Судьба человека»

IX

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

С. Трахименка «Родная крывинка», пьеса С. Бартоховой «Такая долгая гроза», лирика А. Ахматовой, К. Симонова, М. Исаковского и др.

Искусство (отечественная и мировая художественная культура)

V

Человек на фоне истории

VII

Вечные темы в искусстве

IX

Искусство про войну: музы не молчали

X, XI

Xудожественная культура советского периода (факультативное занятие «Человек в мире художественной культуры»)

 

Кроме того, материалы тематических экскурсий также можно использовать при организации работы по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию учащихся УОСО, реализации образовательного проекта «ШАГ», при проведении тематических классных и информационных часов, внеклассных мероприятий, приуроченных к памятным датам и праздникам, направленных на формирование активной гражданской позиции, информационной культуры, на воспитание чувства патриотизма через примеры мужества и героизма предков, уважения к историческому прошлому Беларуси (вечера памяти, уроки-реквиумы и др.).

Материалы будут востребованными:

при проведении мероприятий, направленных на изучение истории региона, населенных пунктов;

при проведении классных и информационных часов с целью сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, в том числе и в Год исторической памяти;

при организации «Уроков мужества», посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;

при проведении мероприятий по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

в рамках организации поисковой деятельности «История моей семьи», «Боевой путь моего прадедушки», «Страницы истории моего города» и др. с целью изучения истории семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов, семейных газет); поисковой и архивно­исследовательских работ «Наследники огненных деревень», «Их именами названы улицы», «Имена героев в памяти поколений»; при участии в республиканском конкурсе «Мой род, моя семья» и др.;

при сборе исторических и военных материалов для написания исследовательских работ в рамках деятельности научного общества учащихся, для реализации проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию, в работе по пополнению экспозиций музеев учреждений образования;

при создании и проведении виртуальных экскурсий, веб-квестов, онлайн-викторин и др. в условиях дистанционного взаимодействия с обучающимися.

при организации туристско-краеведческой, поисково­исследовательской деятельности учащихся по учебным предметам, в деятельности объединений по интересам (кружков, клубов, в том числе и военно-патриотических объединений) патриотической направленности УОСО. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Важно, чтобы в процессе такой работы молодое поколение белорусов понимало необходимость сохранения памяти о жертвах геноцида, а также бережного отношения к историческому прошлому.

свернуть